НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬСТВА ЯХТЫ
Заключение и исполнение договора строительства яхты затрагивает целый комплекс правоотношений международного права, страхования, финансовых инструментов и является довольно сложным процессом, который невозможно уместить в одной статье.
Настоящая статья лишь акцентирует внимание на отдельных моментах, на которые, по моему мнению, следует обратить внимание при заключении и исполнении договора строительства яхты.
Строительство яхты начинается с ее конструирования, разработки дизайна. Поэтому при подготовке проекта договора особое внимание нужно обратить на описание яхты, ее дизайн (концептуальный, предварительный, окончательный). Документы, отображающие дизайн яхты, должны быть неотъемлемой частью договора. Договор должен предусматривать условие, может ли указанный дизайн быть использован при строительстве других яхт, является ли он лимитированным или не лимитированным.
На сторону, осуществляющую проектирование яхты, важно возложить не только обязанность по проектированию яхты, но и дальнейший контроль строительства, предоставление советов и рекомендаций, предоставление экспертного заключения при необходимости.
Важно предусмотреть сроки выполнения всех работ и урегулировать вопрос относительно оплаты работы в случае превышения сроков выполнения работ. Детально обозначить порядок передачи-приема построенной яхты, ее испытания, порядок устранения неполадок, выявленных в ходе испытания.
Договор должен предусматривать создание комиссии по передаче-приему этапов выполненных работ. Целесообразно также предусмотреть недопустимость внесения каких-либо изменений в дизайн яхты.
Особого внимания требуют положения об авторских правах на чертежи, схемы, проекты, фотографии, макеты и т.п. Стороны должны прийти к соглашению, принадлежат ли они дизайнеру или клиенту, имеет ли дизайнер право их продавать третьим лицам. Если авторские права на дизайнерские решения принадлежат покупателю, вправе ли он их отчуждать без согласия дизайнера.
Дизайнер яхты имеет право присвоить яхте имя. Поэтому вопрос об имени яхты и возможности его изменить без согласия дизайнера важно урегулировать на этапе заключения договора.
В отношении ответственности дизайнера яхты следует отметить, что она может быть возложена лишь за ошибки в дизайне, повлекшие ущерб, находящийся в прямой причинно-следственной связи с причиненным вредом. Однако такая ответственность дизайнера может быть ограничена, если дизайнерское решение было частью правил или требований.
Учитывая высокую стоимость строительства яхты, рекомендую страховать риски, связанные с исполнением договора строительства. Страховать нужно не только риски на период с момента заключения договора и до фактической передачи яхты владельцу, но и связанные cо скрытыми недостатками, которые могут быть выявлены уже в процессе эксплуатации яхты. Кроме того, могут быть застрахованы риски, связанные с повреждением корпуса и оборудования, военные риски, риски, связанные с потерей титула права собственности, пиратством и т.п.
Проектирование и строительство яхт осуществляется в соответствии с их строгой классификацией. Для того, чтобы яхта была застрахована, она должна пройти классификацию в классификационном обществе, например:
- American Bureau of Shipping (ABS)
- Bureau Veritas (BV)
- China Classification Society (CCS)
- Det Norske Veritas (DNV)
- Germanicher Lloyds (GL)
- Korean register of Shipping (KRS)
- Lloyd’s Register (LR)
- Nippon Kaiji Kayokai (NKK)
- Registro Italiano navale (RINA)
- Russian Maritime register of Shipping (RMSR)
Указанные организации имеют независимый статус. Их цель – разработка норм и правил, касающихся создания и эксплуатации судов, разработка предложений по безопасности судоходства и их предоставление национальным правительствам.
Например, целью деятельности Классификационного общества «Российский морской регистр судоходства», созданного 31 декабря 1913 года, является:
- рассмотрение технической документации, осуществление технического наблюдения и выдача документов, свидетельств и актов на суда и плавучие сооружения, а также на судовые механизмы, оборудование, устройства, изделия, снабжение и материалы, холодильные установки, грузоподъемные устройства, контейнеры;
- обмер судов и плавучих сооружений;
- осуществление технического наблюдения за выполнением положений международных конвенций и выдача соответствующих документов от имени морских администраций стран - сторон конвенций;
- сертификация промышленной продукции и производств;
- сертификация систем менеджмента качества, экологического менеджмента и управления в области охраны труда и профессиональной безопасности на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9001, 14001 и OHSAS 18001;
- освидетельствование систем управления безопасностью судоходных компаний и судов на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения;
- анализ данных и предоставление необходимой информации судовладельцам, морским администрациям, страховщикам и портовым властям при смене класса судна;
- сотрудничество с морскими администрациями, портовыми властями при контроле судов в портах. [1]
Более детально о функциях вышеуказанных органов читатель может ознакомиться на официальных сайтах этих организаций.
Важность классификации заключается в том, что если яхта покупается за счет кредитных средств, то, очевидно, банк будет требовать документ, выданный классификационным обществом о соответствующей классификации яхты.
Строительство яхты сопряжено с множеством затрат. Как правило, это дополнительные или сопутствующие строительству услуги: транспортировка материалов и деталей, услуги экспертов, оплата топлива, мелкие услуги по подготовке копий документов, корреспонденция, всевозможные юридические и консультационные услуги (включая оплату юридических услуг в споре с третьими лицами) и т.п. В связи с этим очень важно обозначить затраты, которые оплачиваются дополнительно, поскольку данные затраты могут существенно увеличить стоимость строительства яхты. Рекомендую делать в договоре оговорку о том, что список дополнительных услуг, оплачиваемых заказчиком, является исчерпывающим.
Большое значение в договоре имеет раздел о заверениях и гарантиях, что является очень эффективным инструментом, применяемым в английском праве. Считаю, что если у покупателя имеются сомнения в части выполнения договора со стороны исполнителя, эти сомнения должны быть устранены через соответствующие заверения в договоре со стороны исполнителя. Нужно помнить, что стороны вправе урегулировать свои отношения по собственному усмотрению. При возникновении спора суд будет руководствоваться в первую очередь достигнутыми сторонами соглашениями. Соответственно, чем меньше в договоре неопределенности, тем больше шансов, что нарушенное право будет защищено должным образом.
В связи с этим, если предложенный к подписанию проект договора содержит арбитражную оговорку о подсудности спора определенному суду, важно до подписания договора получить консультацию у юриста относительно процедуры рассмотрения дел в этом суде, ее стоимости, стоимости оказания правовой помощи в стране местонахождения суда, длительности рассмотрения дел, репутации суда. Желательно ознакомиться с практикой суда, склонен ли суд к защите интересов заказчика или исполнителя по договору. Высокая стоимость правовой помощи, судебных сборов, чрезмерная отдаленность суда от места жительства стороны, сложности с получением визы для въезда в страну с целью участия в судебном заседании не только могут усложнять возможность защитить свои права и интересы, но и сделают ее фактически недоступной.
Подводя итоги, отмечу, что заключение подобных договоров является сложной процедурой, требующей серьезного анализа и зачастую привлечения юридических команд других стран. Однако затраты, понесенные на юридическую помощь, являются несопоставимо меньшими, чем возможный ущерб и убытки, которые стороны могут понести в результате ненадлежащего оформления своих правоотношений. Поэтому при принятии подобных решений рекомендую обращаться к юристам, имеющим опыт сопровождения таких сделок.
Немає коментарів:
Дописати коментар